В помощь учащимся    

Речь как средство наглядности | Наглядность и моделирование в обучении

Мы установили, что наглядность есть особое свойст­во психических образов, создаваемых человеком. Обра­зы, обладающие этим свойством, называются наглядны­ми. Для создания у учащихся наглядных образов изу­чаемых объектов (предметов, явлений, событий, процес­сов, понятий) учитель располагает разными средствами наглядности.

Это, во-первых, сами реальные объекты: материаль­ные предметы и явления, процессы, которые можно де­монстрировать учащимся, а они могут чувственно их воспринимать, наблюдать и тем самым создавать у себя наглядные образы этих предметов, явлений, процессов.

Во-вторых, это разного рода изображения тех же материальных предметов, явлений, событий и процессов: фотографии, рисунки, диапозитивы, кодопозитивы, маг­нитофонные записи. С помощью изображений можно де­монстрировать и различные исторические события, геог­рафические и биологические явления, которые недоступ­ны непосредственному наблюдению.

Диапазон наблюдаемых предметов, явлений, процес­сов и событий можно во много раз расширить с помощью технических средств обучения: кино и телевидения, ра­дио, микроскопов и т. д. Кино- и телеуроки получили за последние годы широкое применение в наших школах.

В-третьих, средствами наглядности могут служить различные модели изучаемых объектов и понятий: маке­ты, схемы, карты, планы, структурные формулы, знако­вые модели и т. д.

Заметим, что и здесь применимы технические сред­ства обучения; разного рода модели можно демонстри­ровать с помощью диапроекторов, кодоскопов. Мульти­пликационные фильмы могут воспроизводить не только статические модели, но и динамические и процесс по­строения этих моделей, что очень важно для создания у учащихся наглядных образов моделируемых объектов.

Наконец, есть еще одно, пожалуй, наиболее универ­сальное средство для создания у учащихся наглядных образов изучаемых объектов — это речь учителя.

Прежде чем рассматривать речь как средство на­глядности, остановимся на некоторых особенностях ре­чи, важных для последующего обсуждения.

Речь, ее особенности, функции и виды

Речь, или речевая деятельность, — это процесс использования языка для различных целей, в частности для создания словесных наглядных образов. А язык — это сложная система кодов, обозначающих предметы, признаки и свойства предметов, действия и отношения.

Единицей языка является слово. Слово обозначает вещи, действия, качества или отношения. В этом состо­ит основная функция слова — его обозначающая роль. Тем самым внешний мир для человека как бы удваи­вается. «Человек без слова имел дело только с теми ве­щами, которые он непосредственно видел, с которыми он мог манипулировать. С помощью языка, который обозна­чает предметы, он может иметь дело с предметами, ко­торые непосредственно не воспринимались и которые ра­нее не входили в состав его собственного опыта. Слово удваивает мир и позволяет человеку мысленно опериро­вать с предметами даже в их отсутствие».

При этом каждое слово обозначает не единичный объект, а их множество. Слово «употребляется нами фактически как модель, как заместитель некоторого мно­жества… как овеществление некоторого свойства или не­которой обоймы свойств. Слово-название подменяет, за­мещает, называет каждый конкретный объект лишь как элемент некоторого множества…».

Следовательно, всякое слово имеет обобщенное зна­чение, и тем самым оно является орудием абстракции и средством обобщения. Абстрагируя признаки предме­та, обобщая предмет, слово становится орудием мышле­ния.

Называя словом какой-либо объект, мы тем самым в той или иной степени познаем этот объект, выявляем некоторые его свойства, проникаем «вглубь», «во­внутрь» его. Это происходит в силу того, что в словах запечатлен сконцентрированный общественно-историче­ский опыт познания предметов, свойств, действий и от­ношений. Слова служат как бы средством существова­ния знаний, добытых в процессе познания соответству­ющих объектов. Сами эти знания передаются и усваи­ваются людьми с помощью языка, с помощью слов. Ре­бенок, овладевая речью, овладевает «знаниями о пред­метах, признаках, действиях и отношениях, соответству­ющих словам. Он не только овладевает этими знаниями, но и научается мыслить, ибо думать — это значит гово­рить, а говорить — значит думать.

Другая важнейшая функция языка и речи — ком­муникативная. С помощью речи люди общаются друг с другом, передают определенные сведения, выражают свои мысли, чувства, идеи и тем самым воздействуют друг на друга.

Речь человека в общения с другими людьми облада­ет свойством выразительности, ибо она иначе звучит, иначе строится в зависимости от эмоционального отно­шения человека к содержанию речи и от его отношения к другому человеку, к которому обращена речь. В то же время речь служит средством воздействия на того чело­века или на тех людей, к которым она обращена. Это воздействие может быть непреднамеренным и преднаме­ренным, сознательным. В последнем случае говорящий специально строит свою речь так, чтобы в наибольшей степени воздействовать на мысли и чувства других лю­дей в нужном направлении, чтобы организовать их дея­тельность и влиять на их поведение.

В слове следует различать его значение и смысл. Значение слова — объективно сложившаяся в историче­ском процессе система связей и отношений, которая сто­ит за словом. Значение слова одинаково для всех лю­дей. Смысл же слова — индивидуальное его значение для данного человека, в данный момент, в данной си­туации. Смысл слова для разных людей различен. Он меняется с возрастом человека, обогащается, расширя­ется по мере его взросления.

В овладении значением и смыслом слова, в сознательном использовании его проявляется важная функ­ция речи, состоящая в том, что она является орудием всей интеллектуальной деятельности человека. Интел­лектуальная деятельность состоит в решении человеком различных задач, проблем. Решение задач человеком принципиально отличается от решения задач животны­ми. Последние тоже решают задачи, но исключительно на основе системы безусловных и условных рефлексов. Человек же, решая задачи, использует свой личный опыт (знания) и опыт других людей, планирует свою деятельность, предвосхищает мысленно результат реше­ния путем «проигрывания» в уме процесса решения. Все это человек может делать лишь с помощью речи. Речь в этом случае выступает как главное орудие всех основ­ных психических процессов: восприятия, памяти, мышле­ния, воображения. Только с помощью речи мы можем произвольно воспринимать объекты окружающего мира, запоминать возникшие образы объектов, анализировать и изучать эти образы, т. е. мыслить, строить новые об­разы, воображать тем самым невоспринимаемые объек­ты. Без речи все это было бы невозможно. В процессе овладения речью ребенок одновременно развивает про­извольность всех своих психических функций, приобре­тает способность управлять ими в зависимости от воз­никшей задачи и условий, в которых приходится ее ре­шать.

Речевую деятельность обычно делят на внешнюю (речь для других) и внутреннюю (речь про себя, для себя). Эта последняя как раз и является основным ору­дием интеллектуальной деятельности человека. В отли­чие от внешней речи внутренняя речь очень фрагментар­на, отрывиста, представляет собой диалог человека с самим собой. Она, как правило, носит не обозначаю­щий, а предикативный характер, указывая, что надо сде­лать, в какую сторону надо направлять свои действия. Внутренняя речь является необходимым этапом подго­товки к внешней развернутой речи.

Внешняя речь бывает устной и письменной. Устная речь имеет три формы: восклицательную, выражающую реакцию человека на то или иное воздействие, ситуа­цию или отношение, диалогическую и монологическую.

Исходным для образования сложного, развернутого речевого высказывания является некоторый мотив. Им может быть требование со стороны другого лица дать ответ на вопрос или обращение за информацией, а так­же желание сформулировать свою собственную мысль, изложить свои знания, убеждения, взгляды. В первых двух случаях, как правило, возникает диалогическая речь, в последнем — монологическая. Диалогическая речь носит ситуативный и контекстуальный характер, и высказывания каждого из участников диалога обуслов­лены в значительной мере создавшейся в процессе рече­вого общения ситуацией, предыдущим высказыванием участника диалога. Монологическая речь носит более связный, развернутый характер. В этом случае речь по­рождает один человек, а остальные воспринимают ее. Письменная речь носит в основном монологический характер, но она более произвольна, более обдуманна.

Понимание речи

Понимание речи — сложный процесс декодирования воспринятой речевой информации. Этот процесс начи­нается с восприятия речи (устной или письменной), за тем восприятие переходит в понимание общего значения высказывания, наконец, в понимание смысла и подтек­ста этого высказывания.

Для первоначального этапа процесса понимания ре­чи необходимо знать значение каждого слова, входящего в воспринимаемую речь, знать ту предметную об­ласть, которая соответствует данному слову. Понимание отдельных слов — тоже не простое дело, ибо оно ослож­нено многозначностью значения и неоднозначностью конкретного индивидуального смысла каждого слова.

Любое слово в той или иной степени омонимично, т. е. имеет много разных значений и смыслов. В толко­вых словарях русского языка для любого слова, как пра­вило, указывается не одно, а много значений. Вот, к примеру, слово «суровый». Даются такие его значения: 1) грубый, неотделанный, небеленный (суровое полот­но); 2) холодный, неблагоприятный для жизни (суро­вая природа); 3) сумрачно-серьезный, строгий, угрюмый («Суровый Дант не презирал сонета»); 4) тяжелый, не­благоприятный (суровая правда). Для предлога «по» в словаре указано 19 разных значений.

Для понимания речи надо для каждого слова вы­брать из всех его возможных значений то, которое соот­ветствует значению всего высказывания.

Кроме того, следует учесть еще и различный смысл слова в зависимости от общего контекста. Так, слово «плановик», для которого в словаре указано лишь одно значение («специалист по составлению производствен­ных планов»), приобретает разный смысл в зависимости от характера текста, в котором это слово употреблено. Один смысл имеет это слово в высказывании: «Николай Иванович работает плановиком» и совсем иной в таком контексте: «Ну и плановик ты, Алеша, — все перепу­тал».

Надо, наконец, учесть, что смысл слова зависит еще и от той области предметной действительности, о кото­рой идет речь.

От адекватного выбора значения и смысла каждого слова, входящего в данное высказывание, зависит об­щее понимание всего высказывания. И наоборот, выбор адекватного значения и смысла слова зависит от пони­мания значения всего высказывания, от учета ситуации.

Частой помехой в правильном выборе является при­вычное, более вероятное значение слова. При этом для одного человека данное значение может быть более при­вычным, обыденным, а для другого — совершенно не­привычным.

Еще сложнее вопрос о понимании отдельных предло­жений. Это понимание зачастую затруднено сложностью грамматической конструкции. Например, не вдруг и не всякий сумеет понять, что фраза «Я не умею не радо­ваться чужому счастью» означает: «Я радуюсь чужому счастью».

Главное в понимании речи — понимание значения и смысла всего высказывания. Ведь даже если мы не зна­ем значения какого-то слова, то можем догадаться о нем по смыслу всего высказывания. Так, если читатель и не знает значения слова «дизажио», то, прочтя фразу: «Дизажио проданного векселя составляло 100 долларов, и поэтому он получил мизерную сумму», он догадается, что это слово означает какой-то «вычет».

В каждом развернутом высказывании имеются смыс­ловые ядра — те слова или группы слов, которые определяют смысл всего высказывания. В устной речи эти смысловые ядра выделяются интонацией, ударением, применением пауз, различием в темпе и т. д. В пись­менной речи они выделяются разными способами под­черкивания (курсив, разрядка). Опытный читатель дол­жен уметь выделить эти смысловые ядра и без всяких подчеркиваний. Правильное определение смысловых ядер позволяет выявить общее значение и смысл всего высказывания.

Еще сложнее выявление подтекста (внутреннего смысла, «второго плана») высказывания. Конечно, не всякое высказывание имеет подтекст, но очень многие высказывания будут неправильно поняты, если их под­текст не будет выявлен и понят. Это особенно относит­ся к пословицам, поговоркам, басням и вообще к лите­ратурным произведениям, где подтекст играет наиболь­шую роль.

В устной речи подтекст может быть выделен жеста­ми, мимикой, интонацией и другими средствами, что весьма облегчает понимание. Этими средствами должен научиться пользоваться учитель.

Понимание письменной речи можно облегчить с по­мощью разных вспомогательных средств, но в меньшей мере, чем понимание устной речи. От читателя требуют­ся большие усилия для понимания письменного текста. Но здесь помогает та особенность письменного текста, что его можно воспринимать многократно и при необхо­димости возвращаться не однажды к прочитанному, чего нельзя сделать при восприятии устной речи. Правда, в последнем случае может помочь магнитофон, но этот способ мало распространен в обычной школьной прак­тике.

Из всего сказанного становится очевидным, что ре­зультат сложного процесса понимания речи зависит, во-первых, от эрудиции, общей интеллектуальной культуры воспринимающего речевую информацию, во-вторых, от его активности, от мотивов и целей восприятия.

Роль и функции речи в формировании наглядных образов

Русский врач и педагог Н. И. Пирогов заметил: «Сло­во еще может заменить наглядность, но одна нагляд­ность никогда не заменит слова». Объяснял он это следующим образом. Одна наглядность (под которой он разумел все то, что воздействует на внешние чувст­ва, что вызывает непосредственное чувственное восприя­тие, т. е. материальные предметы и явления или их изо­бражения и модели) может не вызвать у ребенка вни­мания к существенным свойствам и отношениям изучае­мых объектов, а слова, речь, вызывают мышление, ко­торое направлено на анализ этих объектов, на выявле­ние их внутреннего значения и смысла.

Другой русский педагог — В. П. Вахтеров предупре­ждал против только словесного обучения: «Учитель, пользующийся лишь словесным методом, очень часто впадает в ошибку и думает, что его ученики знают пред­мет, когда они могут -ничего не знать, кроме слов»33. И действительно, ведь нередко можно встретить учени­ков, которые бойко воспроизводят заученные слова и оп­ределения, смысла и подлинного значения которых они не понимают.

Поэтому, правильное обучение требует сочетания и взаимодействия различных средств наглядности при обя­зательном участии речи.

Учитывая это общее положение, можно указать сле­дующие формы использования речи для формирования у учащихся наглядных образов изучаемых объектов.

  1. Наглядные образы создаются в результате лишь одних словесных объяснений учителя, без привлечения каких-либо других средств наглядности.

Это, пожалуй, наиболее трудный и сложный способ формирования наглядных образов. К этой форме обуче­ния приходится прибегать в тех случаях, когда объекты изучения — строго абстрактные или такие, для которых нельзя создать какие-либо материальные или материа­лизованные средства наглядности.

Прибегая к этой форме обучения, учитель должен учитывать все особенности речи, условия ее адекватно­го понимания, которые мы очень кратко изложили вы­ше. Для создания наглядных образов с помощью одних словесных объяснений большое значение имеет владе­ние приемами ораторского искусства: интонацией, же­стом, мимикой, паузами, темпом речи, умением образно нарисовать словами изучаемое явление, событие, поня­тие.

Построение схемы (плана) излагаемого учебного ма­териала попутно с его изложением или после него, а иногда и до начала изложения помогает выделить те смысловые ядра в содержании материала, которые Об­легчают понимание этого материала.

Для создания наглядных образов излагаемого учеб­ного материала огромное значение имеет опора на жиз­ненный опыт и знания учащихся. Приведение ярких, об­разных примеров, знакомых учащимся из опыта или из предшествующего обучения, живой рассказ об истории создания и развития изучаемого понятия также способ­ствуют формированию у учащихся адекватных нагляд­ных образов.

Большую роль играет и последующая работа школь­ников над содержанием изложенного учебного материа­ла (устно учителем или письменно в учебнике). Эта ра­бота должна состоять в том, чтобы учащиеся своими словами рассказали содержание воспринятого материа­ла, составили его схемы или планы. В некоторых слу­чаях, если это возможно, полезно, чтобы учащиеся на­рисовали (красками или словами) картины, иллюстри­рующие это содержание, Наконец, решение задач и упражнений на основе изучаемого материала поможет уча­щимся глубже его понять и осмыслить, покажет, в ка­кой степени они его поняли.

  1. Наглядные образы создаются с помощью словес­ных объяснений, которые сопровождаются показом раз­личных материальных и материализованных наглядных пособий. Эти пособия используются, во-первых, для ил­люстрации содержания сообщаемого материала, во-вто­рых, для подтверждения и доказательства сформулиро­ванных утверждений.

В качестве наглядных пособий как для первой, так и для второй цели могут использоваться — в зависи­мости от содержания учебного материала — предметы, рисунки, картины, модели, а также демонстрация опы­тов и экспериментов. В ряде случаев возможно и целе­сообразно использовать решение практических и экспе­риментальных задач. В качестве очень ярких иллюст­ративных и доказательных средств наглядности могут использоваться диапозитивы, кино- и телефильмы.

  1. Наглядные образы создаются с помощью нагляд­ных пособий, использование которых сопровождается речью.

Речь при этом может выполнять различные функции.

Первая функция — побуждающая и направляющая наблюдение предъявляемых наглядных пособий. Учитель своими словесными обращениями к школьникам побуж­дает их внимательно наблюдать демонстрируемые на­глядные пособия или явления, опыты или эксперимен­ты, направляет в нужную сторону их наблюдение.

Вторая функция речи учителя — уточнить направле­ние наблюдений учащихся, преодолеть ту линию наблю­дений, которая у них выработалась ранее. Например, часто учащиеся обращают главное внимание на наибо­лее яркие части объекта, не уделяя внимания другим, более значимым его частям.

Третья функция речи учителя во взаимодействии с наглядными пособиями — организация анализа результатов наблюдений путем постановки вопросов, направ­ленных на сравнение, сопоставление отдельных частей и сторон наблюдаемого объекта, на сопоставление на­блюдаемых фактов с ранее известными учащимся фак­тами или какими-то другими знаниями. Все это имеет целью выявление наиболее существенных свойств на­блюдаемого объекта.

Четвертая функция речи учителя во взаимодействии с наглядными пособиями заключается в объяснении устройства, назначения и функций этих пособий. Ведь многие пособия довольно сложны по своему устройству и без разъяснений учителя могут не сыграть в создании наглядных образов той роли, для которой они предна­значены.

Таким образом, речь учителя играет главную роль в создании у учащихся наглядных образов изучаемых объектов. Наглядные пособия могут и должны исполь­зоваться лишь во взаимодействии со словом учителя. Вообще речь учителя — его самый мощный, самый острый и самый важный инструмент в сложном деле обу­чения, и педагогическое мастерство во многом опреде­ляется тем, в какой степени владеет учитель этим ин­струментом.






Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Украинская социально-географическая мысль в персоналиях второй половины XIX - начала XX века

Украинская социально-географическая мысль в персоналиях второй половины XIX - начала XX века...

26 05 2020 6:12:34

Землетрясения

Землетрясения...

25 05 2020 6:15:52

Краткая история открытия и исследования Северной Америки

Краткая история открытия и исследования Северной Америки...

24 05 2020 7:51:26

Пещеры — хранители следов горных фаун

Пещеры — хранители следов горных фаун Пещеры — хранители следов горных фаун...

23 05 2020 2:53:57

Люцерна серповидная

Люцерна серповидная...

22 05 2020 3:55:26

Шиворот-навыворот | По следам блуждающих рек

Шиворот-навыворот | По следам блуждающих рек В экспедициях прелесть новизны скрашивает тяжелый, порой изнурительный труд, без которого не обходится ни один маршрут. Работы много, но, пожалуй, больше всего изматывают «шалманы». Их хорошо знают все, кому довелось рабо­тать в сыпучих песках, пухлых солончаках и просто без дорог, где не приходится рассчитывать на помощь со стороны. Шал­маны — это бревна в 2,5—3 метра. …...

21 05 2020 7:55:11

О телах массивнее Земли

О телах массивнее Земли...

20 05 2020 22:18:56

Уборка и хранение | В помощь овощеводу-любителю

Для сохранения товарных качеств важно своевременно убрать овощные культуры. При запоздании они поражаются болезнетворными микроорганизмами и даже погибают. Урожай зеленных, скороспелых и многосборовых овощей собирают выборочно, по мере достижения потребительской спелости. Плоды огурца желтеют, грубеют, менее вкус­ны и даже непригодны для потребления, если их убирают не вовремя. Растения редиса, салата через три-пять дней после съемочной спелости стрелкуются. При …...

19 05 2020 19:40:51

Раскопки | Ладья под пирамидой

Ахмед  Юсеф  Мустафа Когда Ахмед  Юсеф  Мустафа услышал о великой на­ходке у подножия пирамиды, он был увлечен исследо­ваниями гробниц знати XVIII династии в Фивах, в Верх­нем Египте.  Фиванский некрополь простирается вдоль пыльных холмов Ливийской пустыни на западном бере­гу Нила, напротив  Карнакского храма и современного центра туризма Луксора, где когда-то стояли  Стовратые  Фивы, гордая и блистательная столица Египетской им­перии. В течение многих поколений западный берег был основным местом …...

18 05 2020 23:21:27

Разломы Азово-Причерноморских впадин

Разломы Азово- Причерноморских впадин...

17 05 2020 3:52:57

Экологизация промышленности

Экологизация промышленности...

16 05 2020 18:47:34

Садовая славка Sylvia borin (Семейство Славковые Sylviidae)

Садовая славка Sylvia borin (Семейство Славковые Sylviidae) Садовая славка Sylvia borin ( Семейство Славковые Sylviidae)...

15 05 2020 20:31:21

Транспорт | Трехсотлетняя война

Город, размеры которого превышают возможности пе­шехода, является настоящей ловушкой для человека. Арнольд Тойнби. Были ли в прошлом аналоги окружающей среды больших городов? Я хотел бы привлечь внимание сенаторов па Капи­толийском холме к стае гусей, парящих в вышине... По существу, гуси в небе и законодатели на земле являются обитателями одной планеты, которые про­ходят один мимо другого, …...

14 05 2020 18:36:34

Эволюция подольско-буковинской части долины Днестра в позднем кайнозое (по морфометрических данным)

Для Подольско- Буковинской части долины Днестра на участке между сс. Васильев и Баламутовка по морфометрическим показателям, а именно по относительным высотами, согласно схемы террас М. Ф. Веклича, были выделены террасовые уровни от XVI до I, охватывающих этапы формирования долины от раннего плиоцена до голоцена...

13 05 2020 13:58:54

Поиски и открытия комет

Поиски и открытия комет...

12 05 2020 10:12:51

Предисловие

Предисловие...

11 05 2020 17:47:47

Домовый сыч Athene noctua (Семейство Совы Strigidae)

Домовый сыч Athene noctua (Семейство Совы Strigidae) Домовый сыч Athene noctua ( Семейство Совы Strigidae)...

10 05 2020 23:19:32

Окунь речной (Perca fluviatilis fluviatilis L.)

Окунь речной (Perca fluviatilis fluviatilis L.)...

09 05 2020 0:25:47

Понятие о флоре | Введение в географию растений

Виды растений, произрастающие на Земле, распределены по ее по­верхности в определенных сочетаниях друг с другом. Одна из форм сосуществования различных видов растений связана с приуроченностью их к определенным местообитаниям. В большинстве случаев между вида­ми, произрастающими на одинаковых местообитаниях, устанавливаются более или менее устойчивые биоценотические (или, уже, фитоценотические) отношения. Их особи сочетаются друг с другом в …...

08 05 2020 9:36:43

Постановка проблемы

Постановка проблемы...

07 05 2020 11:52:18

У сороконожки… | Пауки, насекомые

У сороконожки… | Пауки, насекомые « У сороконожки народились крошки... дети это пря­мо вылитая мама»,— пишет поэтесса Вера  Инбер, по­вествуя о том, как родители сороконожки радуются при­бавлению потомства. У некоторых многоножек личинки действительно являют собой уменьшенную копию роди­телей, тогда как у других, в частности у двупарноногих многоножек, из яйца выходит личинка, имеющая только семь туловищных сегментов и три пары ног. После каж­дой линьки число …...

06 05 2020 17:27:29

Лабазник обыкновенный

Лабазник обыкновенный...

05 05 2020 2:32:35

О прогнозе явления

О прогнозе явления...

04 05 2020 17:47:56

Вопросы, которые вам хотелось бы задать | Знайте свои гены

Вопросы, которые вам хотелось бы задать | Знайте свои гены Внимание! Информация устарела. Текст имеет только историческую научную ценность! Надо полагать, что при чтении этой книги у вас возникало множество вопросов. В мои намерения не входило ни составление энциклопедии по генетиче­ским болезням, ни стремление выдать мой труд за учебник или введение в биологию. Его основной целью было насторожить вас, помочь вам понять все значение наследственной …...

03 05 2020 2:29:45

Организация службы штормовых оповещений

Организация службы штормовых оповещений...

02 05 2020 4:58:12

Огни Святого Эльма

Огни Святого Эльма...

01 05 2020 13:54:47

Стрельчатка буро-серая (Apatele auricoma Schiff.)

Стрельчатка буро-серая (Apatele auricoma Schiff.) Стрельчатка буро-серая (Apatele auricoma Schiff.)...

30 04 2020 9:21:38

Классификация геоморфологических карт

Классификация геоморфологических карт...

29 04 2020 12:28:11

Поверхностные воды Волынской области | Природа Волынской области

Sorry, this entry is only available in Украинский На жаль, цей запис доступний тільки на Украинский. К сожалению, эта запись доступна только на Украинский....

28 04 2020 9:32:19

Геологическое строение и полезные ископаемые Черновицкой области (продолжение)

Геологическое строение и полезные ископаемые Черновицкой области (продолжение)...

27 04 2020 22:58:29

Начало позднекайнозойского ледникового этапа

Начало позднекайнозойского ледникового этапа Начало позднекайнозойского ледникового этапа...

26 04 2020 23:28:43

Редкие птицы Австралии и Океании 1

Редкие птицы Австралии и Океании 1...

25 04 2020 15:24:20

Количество пищи

Количество пищи Количество пищи...

24 04 2020 12:57:54

Учет полезной продукции фитоценозов

Учет полезной продукции фитоценозов Учет полезной продукции фитоценозов...

23 04 2020 14:23:16

Аир тростниковый

Аир тростниковый...

22 04 2020 7:40:20

Подвижная Земля

Подвижная Земля Подвижная Земля...

21 04 2020 20:52:27

Землетрясения и связанные с ними суеверия | Дыхание планеты

Одни из самых грозных и разрушительных явле­ний природы представляют землетрясения. Первые све­дения о них можно найти в древних преданиях, мифах и сказаниях. Вопросы о том, что собой представляет Земля, как она возникла, и многие другие уже в древности при­влекали к себе внимание людей. Наглядным свидетель­ством этого служат книги Библии, легенды и сказания о происхождении мира, …...

20 04 2020 20:43:38

Галлица яблонная листовая (Dasyneura mali Kieff.)

Галлица яблонная листовая (Dasyneura mali Kieff.) Галлица яблонная листовая (Dasyneura mali Kieff.)...

19 04 2020 17:34:52

Пяденица четырехлунная (Selenia tetralunaria Hufn.)

Пяденица четырехлунная (Selenia tetralunaria Hufn.) Пяденица четырехлунная (Selenia tetralunaria Hufn.)...

18 04 2020 19:43:12

Ландшафтная неоднородность долины Среднего Днестра

Регион отличается как интразональный каньонно-речной комплекс на фоне широтно-зональных лесостепных и широколиственно-лесных типов внутри класса равнинных ландшафтов...

17 04 2020 21:11:43

Хранение кишечнополостных, губок и мшанок

Хранение кишечнополостных, губок и мшанок Хранение кишечнополостных, губок и мшанок...

16 04 2020 10:35:39

Индо-Гангская равнина

Индо- Гангская равнина...

15 04 2020 23:12:55

Некоторые глобальные процессы и почвы | Жизнь и будущее почв

Свойства и жизнь почв тесней­шим образом зависят не только от компонентов ландшафта, с кото­рыми они находятся в непосредст­венном взаимодействии. Среди многообразных связей почв с окружающей средой важное мес­то занимают процессы обмена ве­ществом и энергией с такими ог­ромными по своему масштабу об­разованиями, как околоземное космическое пространство, Миро­вой океан, земная кора, недра на­шей планеты. Процессы, происходящие в …...

14 04 2020 11:46:35

Башмачок настоящий

Башмачок настоящий...

13 04 2020 10:25:47

Строение земной коры и планетарные формы рельефа

Строение земной коры и планетарные формы рельефа Строение земной коры и планетарные формы рельефа...

12 04 2020 11:38:18

Будущее прогнозов

Будущее прогнозов...

11 04 2020 18:25:10

Люди в меняющемся мире Балтики. Первые люди Балтики | История Балтики

Люди в меняющемся мире Балтики. Первые люди Балтики | История Балтики Позднеледниковое время. 15 000—10 000 гг. до н. э. Льды отступают, медленно отходя на север, оставляя позади себя волнистые песчаные и каменистые равнины. На местах продолжительной остановки льдов образуются длинные гряды валунного и щебнистого материала. Мо­ренные равнины часто прорезаны глубокими рытви­нами — долинами стока ледниковых вод. Приледниковые равнины оживают. Вскоре появля­ется растительность — травы и …...

10 04 2020 4:36:48

Металлы Индигирских гор (рожденные огнем и вскрытые рекой) | Река, разбудившая горы

« Будущее наших цветных металлов — это грандиоз­ная область еще не освоенных районов по раздолью рек Лены, Яны, Индигирки и Колымы. Это район  Верхоян­ского хребта и хребта Черского, протянувшийся вплоть до Ледовитого океана на севере и Охотского побережья на востоке». Так писал свыше трех десятилетий тому на­зад академик А. Е. Ферсман (« Вечерняя Москва», 1945, 23 августа). Время показало, …...

09 04 2020 9:23:14

Phillyrea — Род Филлирея

Phillyrea — Род Филлирея...

08 04 2020 3:55:22

Край, округ, подокруг

Край, округ, подокруг Край, округ, подокруг...

07 04 2020 15:27:33

Оледенения и плювиалы

Оледенения и плювиалы Оледенения и плювиалы...

06 04 2020 1:33:47

Черноземные почвы

Черноземные почвы Черноземные почвы...

05 04 2020 12:43:28

Восточно-Европейская равнина в пределах Украины. Зона мешаных лесов

Восточно- Европейская равнина в пределах Украины. Зона мешаных лесов...

04 04 2020 23:34:23

Выветривание и рельефообразование

Выветривание и рельефообразование...

03 04 2020 15:23:45

Что такое экология?

Что такое экология?...

02 04 2020 14:59:23

Размягчение и накалывание насекомых

Размягчение и накалывание насекомых Размягчение и накалывание насекомых...

01 04 2020 20:52:22

Лечение наследственных болезней | Знайте свои гены

Лечение наследственных болезней | Знайте свои гены Внимание! Информация устарела. Текст имеет только историческую научную ценность! Как, вероятно, спросите вы, разве можно лечить наследственную болезнь? Разве она не является не­излечимой и необратимой? Разве подобного рода на­рушения организма могут быть излечимы? Действительно, излечить полностью генетическое нарушение в настоящее время еще невозможно, но некоторый прогресс в этом направлении уже имеет­ся. По крайней мере сейчас можно лечить …...

31 03 2020 6:26:57

Шалфей луговой

Шалфей луговой...

30 03 2020 15:59:25

Почвы тундровой зоны

Почвы тундровой зоны...

29 03 2020 6:53:15

Проблема происхождения галактик и ее значение

Проблема происхождения галактик и ее значение...

28 03 2020 18:23:54

Голубой грот на острове Капри (Италия)

Голубой грот на острове Капри (Италия) Голубой грот на острове Капри ( Италия)...

27 03 2020 23:55:48

Осадки на земном шаре

Осадки на земном шаре Осадки на земном шаре...

26 03 2020 11:43:49

Если бы вы были слепым?

Если бы вы были слепым?...

25 03 2020 16:30:41

Антропоклиматические аналоги и адаптивные типы | Новые споры о старых проблемах

Рассмотрим теперь некоторые явления, имеющие от­ношение и к зональному, и к азональному расообразованию.  Что подразумевают под антропоклиматическими аналогами?  Такие вариации антропологических призна­ков, которые образуют сходные или тождественные ряды изменчивости в одинаковых климатических условиях.  В разделе о зональном расообразовании мы перечислили такие признаки — пигментация, ширина носа и другие. Понятие адаптивного типа много сложнее и со­относится с понятием антропоклиматического аналога приблизительно так же, как соотносятся между собой признак …...

24 03 2020 8:58:14

Связь современной структуры и преобразованности земельных ресурсов с орографическим строением Подольской возвышенности (на примере Городокского района Хмельницкой области)

Связь современной структуры и преобразованности земельных ресурсов с орографическим строением Подольской возвышенности (на примере Городокского района Хмельницкой области)...

23 03 2020 8:10:48

Пространство как ресурс | Экология. Особи, популяции и сообщества. Часть 1

« Пространство» как собирательный термин. — Конкуренция ин­терференционная (через прямое столкновение) и эксплуатаци­онная (через использование общего ресурса). —  Отдельные ме­ста как ресурсы. Все живые существа занимают место в пространстве, и в оп­ределенном смысле в ряде случаев можно утверждать, что они конкурируют за это место — можно, например, сказать, что одно растение конкурирует с другим за место в пологе. …...

22 03 2020 12:19:22

Можно ли выспаться впрок? | Физиология сна

Примерно треть всей жизни организм человека пре­бывает в сонном состоянии; у животных этот период мо­жет быть значительно большим. Известно также, что потребность в сне неодинакова в различные возрастные периоды. Так, новорожденные спят до 20 и больше часов в сутки, пробуждаясь под влиянием голода или каких-либо внешних обстоятельств (неудобное положение или охлаждение тела, мокрые пеленки и т. п.). Дети …...

21 03 2020 16:56:29

Морской транспорт в Японском море. Порты в Японском море

Морской транспорт в Японском море. Порты в Японском море Морской транспорт в Японском море. Порты в Японском море...

20 03 2020 16:32:30

Роль природных факторов при формировании рекреационного хозяйства региона

Проанализировано влияние природных условий и факторов на формирование рекреационного хозяйства, определено их приоритетное значение для региона и развития туризма...

19 03 2020 7:11:47

Могут ли животные считать?

Могут ли животные считать? Могут ли животные считать?...

18 03 2020 2:38:55

Некоторые сведения о тропосферных струйных течениях

Некоторые сведения о тропосферных струйных течениях Некоторые сведения о тропосферных струйных течениях...

17 03 2020 5:32:58

Александр Иванович Воейков

Александр Иванович Воейков...

16 03 2020 3:40:42

Как не надо относиться к вкусам других | Как не надо себя вести

Сколько же сейчас ломается критических копий, едва речь заходит о моде и вкусах! Старое француз­ское правило: о вкусах не спорят — многими предано забвению. Наиболее ретивые противники его — век сплошной стандартизации! — готовы создать чуть ли не единицу вкуса, перенося понятия «научные», «тех­нические», «промышленные» на категории сугубо эсте­тические. Вкус — понятие предельно сложное, не …...

15 03 2020 9:46:49

Оформление и размещение карликовых деревьев | Выращивание карликовых деревьев по японскому способу

Художник так заботливо относится к своему деревцу в начальном периоде его выращивания, как юные родители пекутся о своем первенце — единственном и самом совершен­ном для них существе. Для беспристрастного наблюдателя в эти первые дни существования деревца прелесть его такова, какова она у юного человеческого отпрыска — либо сомни­тельна, либо едва различима. Но приходит время, когда …...

14 03 2020 15:53:52

Океаны у берегов Евразии

Океаны у берегов Евразии...

13 03 2020 17:39:21

Влияние природных факторов на формирование минерального вещества плейстоценовых отложений территории Украины

Влияние природных факторов на формирование минерального вещества плейстоценовых отложений территории Украины...

12 03 2020 15:56:31

Хищное воинство

Хищное воинство...

11 03 2020 3:44:23

Территориальная организация профессионально-технических учебных заведений Волынской области

Проанализирована компонентная структура профессионально-технического образования, определенно современное состояние развития профессионально-технических учебных заведений, определенно уровень развития профессионально-технического образования в региональном разрезе, проведены расчеты коэффициентов неравномерности размещения П Т У З...

10 03 2020 16:57:56

Современные аспекты исследования лесопользования в концепции сбалансированного развития

Современные аспекты исследования лесопользования в концепции сбалансированного развития...

09 03 2020 21:38:24

Возможные исторические пути

Возможные исторические пути...

08 03 2020 23:45:55

Как эволюционирует звездное население галактик

Как эволюционирует звездное население галактик Как эволюционирует звездное население галактик...

07 03 2020 18:55:17

Средний и поздний ашель

Средний и поздний ашель Средний и поздний ашель...

06 03 2020 1:16:15

Характеристика основных научных достижений САГУ в изучении природы Средней Азии. Природное районирование

Характеристика основных научных достижений С А Г У в изучении природы Средней Азии. Природное районирование...

05 03 2020 14:54:38

Предисловие автора к первому изданию | Ядро и цитоплазма

В основу этой книги положен курс лекций, прочитан­ных в Оксфордском университете. Целью лекций было ввести слушателей в круг некоторых наиболее интересных проблем в области ядерно-плазменных отношений. В ос­новном я использовал не дидактический, а аналитический подход, который в большей степени способен возбудить энтузиазм и уж никак не может погасить его. Немало вре­мени я посвятил опытам на …...

04 03 2020 19:32:23

Аксиоматический метод в науках о Земле

Аксиоматический метод в науках о Земле...

03 03 2020 15:57:41

Автономность географической оболочки

Автономность географической оболочки...

02 03 2020 19:16:20

Оценка ресурсов влаги

Оценка ресурсов влаги Оценка ресурсов влаги...

01 03 2020 21:42:32

Пеночка-теньковка Phylloscopus collybita (Семейство Славковые Sylviidae)

Пеночка-теньковка Phylloscopus collybita (Семейство Славковые Sylviidae) Пеночка-теньковка Phylloscopus collybita ( Семейство Славковые Sylviidae)...

29 02 2020 11:23:36

Где зимуют раки? | На грани жизни

Всем известна популярная в народе угро­за: « Я тебе покажу, где раки зимуют!» Предполагают, что эта поговорка появилась во времена крепостного права, когда помещики, наказывая провинившихся крепостных мужиков, заставляли их ловить раков зи­мой. Между тем известно, что это почти невозможно, так как раки зимуют, глубоко зарывшись в ямы на дне водоемов. С точки зрения систематики класс …...

28 02 2020 7:59:21

Синяк (Abramis ballerus ballerus L.)

Синяк (Abramis ballerus ballerus L.)...

27 02 2020 14:36:59

Сходство между сообществами и несходство форм внутри сообществ | Экология. Особи, популяции и сообщества. Часть 1

Сходство между сообществами и несходство форм внутри сообществ | Экология. Особи, популяции и сообщества. Часть 1 Явления конвергентной и параллельной эволюции убеждают в том, что простой список видов, родов и даже семейств, пред­ставленных в двух данных областях, может практически ниче­го не сообщить об экологическом сходстве этих областей. Кро­ме того, хотя наличие определенных видов часто свиде­тельствует об определенной экологической ситуации, эти виды почти всегда входят в состав разнообразных сообществ, обра­зуемых очень сильно …...

26 02 2020 0:27:40

Переменность двойных звезд

Переменность двойных звезд Переменность двойных звезд...

25 02 2020 22:39:30

Трофические связи организмов в сообществах

Трофические связи организмов в сообществах...

24 02 2020 20:28:57

Ficus — Род Фикус

Ficus — Род Фикус Ficus — Род Фикус...

23 02 2020 23:28:24

Предварительное «прощупывание»

Предварительное «прощупывание» Предварительное «прощупывание»...

22 02 2020 13:19:27

Замаскированный десант

Замаскированный десант...

21 02 2020 10:21:22

Рекреационные ресурсы как фактор развития систем расселения на примере Передкарпатья

. Определены главные черты влияния на системы расселения наличия и структуры рекреационных ресурсов территории...

20 02 2020 17:13:51

Как составляется карта пластики рельефа?

Как составляется карта пластики рельефа? Как составляется карта пластики рельефа?...

19 02 2020 13:31:20

Горный хрусталь

Горный хрусталь Горный хрусталь...

18 02 2020 6:50:24

Предисловие

Предисловие...

17 02 2020 13:23:14

Человек против огня

Человек против огня Человек против огня...

16 02 2020 7:16:28

Механизм действия нервной системы

Механизм действия нервной системы Механизм действия нервной системы...

15 02 2020 17:58:20

Безопасность в туризме, как детерминанта развития современного туризма

В статье рассматривается проблема безопасности в туризме, как стимулятора развития туризма в приморских территориях...

14 02 2020 6:50:43

Совокупное влияние экологических условий

Совокупное влияние экологических условий Совокупное влияние экологических условий...

13 02 2020 15:19:33

Ribes — Род Смородина

Ribes — Род Смородина Ribes — Род Смородина...

12 02 2020 0:50:12

Климатическая обусловленность карстования и геоморфологические следствия климатических различий

Климатическая обусловленность карстования и геоморфологические следствия климатических различий Климатическая обусловленность карстования и геоморфологические следствия климатических различий...

11 02 2020 8:12:57

Облачность и солнечное сияние в СССР

Облачность и солнечное сияние в СССР Облачность и солнечное сияние в С С С Р...

10 02 2020 19:22:48

О тектонике современных океанских депрессий

О тектонике современных океанских депрессий...

09 02 2020 11:12:48

Растительный мир пустынь

Растительный мир пустынь Растительный мир пустынь...

08 02 2020 1:17:37

Каледонская Европа (Б. Стерт, Н. Соупер, Л. Брук, Ф. Даннинг) | Геология Европы

В статье описываются фрагмен­ты единого пояса каледонид, крат­ко реконструируется последова­тельность структурных и метамор­фических событий, которые претер­певали каледониды в ордовике и силуре. Во время верхнего протерозоя (в основном верхнего рифея и венда) перед открытием океана Ипетус пояс осадочных пород про­стирался вдоль окраины Лаврентий­ской континентальной плиты. На противоположной стороне океана позднедокембрийские (кадом­ские) движения привели к образованию складок …...

07 02 2020 21:53:44

Звездное горючее | Гелий на Земле и во Вселенной

Звездное горючее | Гелий на Земле и во Вселенной И гелий-6, и гелий-8 оставались лишь лабораторным феноменом из-за своей нестабильности. Конечно, они рождались в процессе многочисленных ядерных превращений, происходящих в природе, но их кратковременное существование не могло приводить к принципиально новым событиям ни в микро-, ни в макромире. Возможно, эти изотопы играют далеко не последнюю роль в процессах, протекающих в нед­рах звезд, выступая лишь …...

06 02 2020 22:39:20

В ледяном плену (1897-1899)

В ледяном плену (1897-1899)...

05 02 2020 0:35:17

Гранатовая кайма

Гранатовая кайма Гранатовая кайма...

04 02 2020 22:56:49

Свет, глаз и первый закон фотохимии | Химическая физика проблемы «Глаз и Солнце»

Свет, глаз и первый закон фотохимии | Химическая физика проблемы «Глаз и Солнце» Первый основной закон фотохимии (закон  Гротгу­са— Дрепера) очевиден: только поглощенный молеку­лой свет может вызвать химическую реакцию. Глаз об­ращен к свету. Его оптическая система — прозрачные для видимого света структуры — не только фокусирует изображение предметов внешнего мира на сетчатке, но и фильтрует солнечный свет, задерживая его ультра­фиолетовую часть. Видимый свет поглощают рецепторные клетки сетчатки — палочки и …...

03 02 2020 20:43:58

Мегарельеф подводных окраин материков

Мегарельеф подводных окраин материков Мегарельеф подводных окраин материков...

02 02 2020 23:50:36

Фитонциды в огороде | В помощь овощеводу-любителю

Фитонциды в огороде | В помощь овощеводу-любителю Растения, которые содержат особые хи­мические вещества — фитонциды, обладают обеззараживающим свойством. К ним отно­сятся различные луки, чеснок, хрен, катран. Фитонциды убивают многие болезнетворные микроорганизмы, оказывают лечебное, анти­септическое действие на организм человека. На Урале из луковых растений наиболее широко распространены лук репчатый, лук шалот, батун, чеснок. Ассортимент этих ово­щей можно расширить за счет многолетних луков. Хорошо растут и обладают …...

01 02 2020 23:55:40

Енисей – могучий богатырь | Величайшие реки мира

Енисей – могучий богатырь | Величайшие реки мира « Б Р А Т О К Е А Н А» От заснеженных гребней Саян через горы и равнины, леса и степи, от южных широт до студеного Северного Ледовитого океана течет Енисей — величайшая река нашей Родины. Енисей катит свои воды через всю Сибирь; словно измерив всю необъятную ширь, делит он глубоким руслом эту огромную страну на две равные части и отдает их своим …...

31 01 2020 20:34:56

История исследований Японского моря

История исследований Японского моря История исследований Японского моря...

30 01 2020 4:55:29

К читателю

К читателю...

29 01 2020 20:33:47

5.1. Понятие антропогенной (техногенной) нагрузки на русловые процессы. Природная саморегуляция русел

5.1. Понятие антропогенной (техногенной) нагрузки на русловые процессы. Природная саморегуляция русел...

28 01 2020 23:14:21

История понятия о фитоценозе

История понятия о фитоценозе...

27 01 2020 10:46:41

Введение | Курганы раннескифского времени в бассейне р. Рось

Введение | Курганы раннескифского времени в бассейне р. Рось Бассейн р. Рось в Днепровском Лесостепном Правобережье пред­ставляет важный по своему значе­нию центр культуры VII—III вв. до н. э. Здесь, в нижнем течении реки, в междуречье Днепра и Роси сосредоточено большое количество курганов (рис. 1), раскопки кото­рых дали ценные материалы для культурно-исторической характерис­тики племен начала железного ве­ка. Прошло уже больше ста лет со дня их открытия, однако …...

26 01 2020 21:53:37

Чехонь (Pelecus cultratus cultratus L.)

Чехонь (Pelecus cultratus cultratus L.)...

25 01 2020 21:28:52

Введение

Введение...

24 01 2020 20:50:48

Биогеоценотические функции почв | Жизнь и будущее почв

Биогеоценотические функции почв | Жизнь и будущее почв Большинство процессов, проис­ходящих в природе, характери­зуются взаимным преобразовани­ем взаимодействующих начал. По­этому основные компоненты ланд­шафта не только влияют на почву, но и сами сильно зависят от нее. Особенно сильное влияние поч­ва оказывает на живые организмы. Это хорошо видно при анализе биогеоценотических функций почв, т. е. тех функций, которые выполняет почва в жизни природ­ных биогеоценозов и ландшаф­тов. …...

23 01 2020 13:59:22

Мертвые модели живых процессов

Мертвые модели живых процессов Мертвые модели живых процессов...

22 01 2020 19:33:57

Рельеф и геологические структуры

Рельеф и геологические структуры Рельеф и геологические структуры...

21 01 2020 14:29:20

Продукция козоводства и ее переработка | Разведение и содержание коз

Продукция козоводства и ее переработка | Разведение и содержание коз Козы дают разнообразную продукцию: шерсть, пух, мясо (коз­лятина), молоко, сало и шкуры (козлина). Х А Р А К Т Е Р И С Т И К А П Р О Д У К Ц И И Шерсть.  По объему заготовок козья шерсть занимает второе место после овечьей. С учетом породности коз шерсть подраз­деляют на грубую и полугрубую. Грубую шерсть получают от коз различных отродий, а также при стрижке животных пу­ховых пород. Полугрубая шерсть делится наоднородную и не однородную. Однородную шерсть получают от …...

20 01 2020 12:28:15

Введение: взаимодействия | Экология. Особи, популяции и сообщества. Часть 1

Жизнедеятельность любого организма изменяет среду его обитания. Организм может влиять на условия среды, например дождевой червь рыхлит почву, прорывая в ней ходы, и тем са­мым вентилирует ее; дерево испаряет влагу и тем самым охлаж­дает окружающий воздух. Животное или растение может также вносить или изымать из среды ресурсы, доступные для использо­вания другим организмам: так, например, дерево …...

19 01 2020 22:36:10

Ключ от тысячи дверей | Скульптор лика земного

Ключ от тысячи дверей | Скульптор лика земного Простой механизм дренажной оболочки многое объяс­няет в науках о Земле. Но гипотеза о дренажной обо­лочке — это гипотеза о некоем общем принципе форми­рования планетной коры. Были бы лишь подходящие условия, то есть температура, жидкое состояние раст­воров, проницаемые породы, и тогда такая же оболочка возможна не только на Луне, но по крайней мере и на Марсе. Пока же …...

18 01 2020 23:39:24

Класс паукообразные

Класс паукообразные Класс паукообразные...

17 01 2020 17:30:13

Полевые геологические исследования | Методика полевых физико-географических исследований

Огромная территория нашей страны отличается весьма разно­образным геологическим строением и таит в своих недрах неисчер­паемые минеральные богатства. Не приходится доказывать огромного значения геологии в самых различных областях жизни нашей страны. Для развития промыш­ленности, сельского хозяйства и военной техники необходимо выяв­ление запасов рудных и нерудных полезных ископаемых. С геоло­гическими исследованиями связано строительство гидроэлектро­станций, гражданских и военных …...

16 01 2020 11:21:21

Усач обыкновенный (Barbus barbus barbus L.)

Усач обыкновенный (Barbus barbus barbus L.)...

15 01 2020 20:43:28

Социально-утопические мотивы в произведениях романическо-географического жанра | Древнейшие океанские плавания

При рассмотрении древних легенд и реальных гео­графических данных, касающихся « Островов бла­женных», уже отмечалось наличие в соответствую­щих сообщениях некоторых элементов социальной утопии. Происхождение этих утопических идей, связанных с опре­деленными географическими представлениями, коренится в древних религиозных верованиях, относящихся к культу божеств плодородия, в частности таких, как греческий Кронос и римский Сатурн, почитавшихся царями потусторонне­го царства блаженных и …...

14 01 2020 13:40:40

чук Т.В., Петрик Н.А. Становление и развитие этнического туризма (на примере миграционных процессов Лемковщины в середине XX века)

Выделение этнического туризма принуждает к тщательному исследованию причин появления этого термина, одной из которых, собственно, являются миграционные процессы...

13 01 2020 1:24:47

Сибирская платформа

Сибирская платформа Сибирская платформа...

12 01 2020 2:19:35

Породы и сорта цитрусовых для комнатной культуры | Комнатная культура цитрусовых растений

Породы и сорта цитрусовых для комнатной культуры | Комнатная культура цитрусовых растений В комнатных условиях можно выращивать все цит­русовые растения. Для одних цитрусовых эти условия более благоприятны, для других — менее благоприятны. Чаще всего в комнатных условиях выращивают лимон. Апельсин и мандарин, хотя и ценные культуры, но в комнатных условиях не могут накапливать достаточ­ное количество Сахаров в плодах. Остальные цитрусовые и близкие к ним растения почти не …...

11 01 2020 7:40:48

За что их не любят

За что их не любят За что их не любят...

10 01 2020 9:47:18

Метеоритные кратеры

Метеоритные кратеры Метеоритные кратеры...

09 01 2020 11:17:51

Этика, мораль, закон и пренатальная диагностика | Знайте свои гены

Внимание! Информация устарела. Текст имеет только историческую научную ценность! Любой значительный успех клинической практи­ки, вызванный тем или иным крупным достижением в медицинской науке, неизбежно порождает социаль­ные и правовые проблемы. Пересадки почки и серд­ца — лишь два недавних тому примера. « Новая гене­тика», лучшей иллюстрацией возможностей которой служит пренатальная диагностика, вызвала, как и ожидалось, серьезные волнения как в семьях, …...

08 01 2020 6:48:32

Кометы и другие малые тела в Солнечной системе

Кометы и другие малые тела в Солнечной системе Кометы и другие малые тела в Солнечной системе...

07 01 2020 16:31:46

Чувство препятствия

Чувство препятствия...

06 01 2020 1:42:15

Бражник глазчатый (Smerinthus ocellatus L.)

Бражник глазчатый (Smerinthus ocellatus L.) Бражник глазчатый (Smerinthus ocellatus L.)...

05 01 2020 17:43:38

Листовертка почковая (Spilonota ocellana F.)

Листовертка почковая (Spilonota ocellana F.) Листовертка почковая (Spilonota ocellana F.)...

04 01 2020 19:36:15

Фабрики вещества в природе

Фабрики вещества в природе...

03 01 2020 10:47:20

Учение о взаимосвязях между растениями и средой (экология)

Учение о взаимосвязях между растениями и средой (экология) Учение о взаимосвязях между растениями и средой (экология)...

02 01 2020 2:40:31

Об учете антропогенной дифференциации природы территорий при их физико-географическом районировании

Об учете антропогенной дифференциации природы территорий при их физико-географическом районировании...

01 01 2020 23:47:12

Неравнозначность геокомпонентов в обособлении геокомплексов

Неравнозначность геокомпонентов в обособлении геокомплексов...

31 12 2019 5:42:49

Влияние производственной деятельности на природу области

Влияние производственной деятельности на природу области...

30 12 2019 20:12:41

О чем рассказывается в этой книжке?

О чем рассказывается в этой книжке? О чем рассказывается в этой книжке?...

29 12 2019 8:14:54

Еще:
Учебные материалы -1 :: Учебные материалы -2 :: Учебные материалы -3 :: Учебные материалы -4 :: Учебные материалы -5 :: Учебные материалы -6 :: Учебные материалы -7 :: Учебные материалы -8 :: Учебные материалы -9 :: Учебные материалы -10 :: Учебные материалы -11 :: Учебные материалы -12 :: Учебные материалы -13 :: Учебные материалы -14 :: Учебные материалы -15 :: Учебные материалы -16 :: Учебные материалы -17 :: Учебные материалы -18 :: Учебные материалы -19 :: Учебные материалы -20 :: Учебные материалы -21 :: Учебные материалы -22 :: Учебные материалы -23 :: Учебные материалы -24 :: Учебные материалы -25 :: Учебные материалы -26 :: Учебные материалы -27 :: Учебные материалы -28 :: Учебные материалы -29 :: Учебные материалы -30 :: Учебные материалы -31 ::

В век высоких технологий умственные способности человека являются базовым фундаментом для жизненного успеха. Умение быстро запоминать и воспроизводить информацию, эрудированность, компетентность – все эти признаки относятся к понятию «интеллект»